Общественный совет при Департаменте образования и науки города Москвы

Я не могу подвести миллионы детей и их родителей

– Почему именно образование?

– Когда мне предложили заниматься столичным образованием, я не раздумывала ни секунды. Потому что значение этой отрасли сложно переоценить. Во многом благодаря ей и формируются общественные институты. А с этим в стране сейчас проблемы. Институализация некоторых процессов и явлений необходима и самой системе образования. Некоторые шаги предпринимаются в этом направлении, конечно. Но хотелось бы сделать больше.


Вы упомянули слово «отрасль» в отношении образования. Этот термин скорее характерен для промышленности.

– Отрасль, как отрасль экономики или, как говорили раньше, «народного хозяйства». Почему нет? Это отдельный и очень важный вопрос, я имею в виду экономические модели в образовательном процессе, и ими тоже нужно заниматься. Но важнейшим является вопрос делового образования с самого юного возраста. Наши дети во всем лучше нас. И подготовлены должны быть лучше. Уже сейчас они изучают экономику как предмет в старших классах. Я, в свою очередь, как председатель общественного совета инициировала создание «Школы молодого предпринимателя» в рамках федерального проекта «История российского предпринимательства».

– Что включает в себя этот проект?

– Это конкурс сочинений, а также посещение реальных производств и общение с успешными бизнесменами. Многие члены «Деловой России», успешные предприниматели, уже выразили желание принять участие в этой инициативе.

– А зачем это детям? Не много ли у них нагрузки помимо этого?


– Начнём с того, что участие в «Школе молодого предпринимателя» абсолютно добровольное. А если учесть, что в нашей стране уже есть реальные школьники-миллионеры, то интерес к проекту будет. А еще я вспоминаю себя, когда мы с мужем на первом курсе университета открыли собственный бизнес. Если бы у нас были все те знания, которые даст наш проект… Уверена, что департамент образования в лице его главы Исаака Иосифовича Калины проект одобрит.

– С ним встречались уже?

– Да.

– О чём говорили, если не секрет?

– У нас была ознакомительная встреча. Исаак Иосифович – очень профессиональный человек, с колоссальным опытом работы в образовании. Мне есть чему у него поучиться. А говорили мы о совете в целом, о моей работе в нем, и главное – определились во взглядах на то, что есть общественный совет при департаменте образования.

– И что же это?

– Мост между государством и обществом. Это если кратко и ёмко. Но на самом деле, вопрос нужно формулировать иначе. Не «что есть совет», а «зачем и для чего наш совет». Чтобы наладить диалог между государством и обществом, между департаментом и москвичами, между школой и родителями, между учителями и учениками в какой-то степени. Мы – зеркало. И власти и граждан. Мы ровно посередине. Мы для того, чтобы отражать всё то, что происходит внутри системы и транслировать вовне. Мы для того, чтобы аккумулировать общественный запрос и трансформировать его в реальные шаги по качественной трансформации системы, там где это необходимо. Мы для того, чтобы предлагать и реализовывать. А иногда и для того, чтобы выявлять и пресекать.

– Не слишком много для хрупкой женщины?

– Вы знаете, какой мой девиз по жизни? Побеждать и делать! Так и живу. Институт, аспирантура, кафедра, параллельно бизнес с мужем, рождение сына. Потом работа в правительстве Астраханской области, где я занималась инвестициями в регион и помощью нашим бизнесменам. Затем работа в Агентстве стратегических инициатив. И вот «Деловая Россия». Поверьте, все это далось мне не за «красивые глаза». Это постоянный и упорный труд. А теперь и самый ответственный мой пост – председатель общественного совета. И здесь я собираюсь трудиться с двойным упорством. У меня двое мальчишек, Ваня и Вадик, оба школьники. Я не могу их подвести. Потому что результат моей работы в совете отразится и на них. Не могу подвести и миллионы детей и их родителей в Москве. Но я не одна. Нас 25 человек, а ещё с нами целый экспертный совет.

Это своеобразное новшество, но не совсем. Ко мне обращались эксперты, которые консультировали предыдущий состав совета, с вопросом, нуждаемся ли мы в их услугах. Нуждаемся, профессионалы нам нужны. А чтобы о работе профессионалов узнало как можно больше людей, мы приглашаем стать экспертами известных общественных деятелей. Но, в конце концов, они тоже родители, и у них есть своя точка зрения на образовательные процессы в Москве.

– Экспертный совет будет постоянным органом?

– Это просто название. Мы вряд ли будем собирать всех экспертов вместе. Да это и не нужно в наш электронный век. Но от нашей деятельности будет мощный синергетический эффект, и он уже есть. Вот недавний пример. «Известия» попросили меня написать колонку об образовании. Я рассказала, в частности, о прекрасных решениях департамента образования Москвы, таких как Московская электронная школа и «университетские субботы». Эту статью прочитают от Калининграда до Курил и захотят внедрить нечто подобное. И вот я уже получаю приглашение выступить на Московском экономическом форуме с докладом на тему «Имплементация московского опыта преобразований в области образования на федеральном уровне». А там аудитория – лица, принимающие решения. Вот вам и реальный эффект. Кроме того, я планирую войти в экспертный совет при комитете по образованию Госдумы, чтобы говорить с законодателем напрямую. Всё лучшее, что мы делаем здесь в Москве, должно быть распространено и на всю нашу огромную страну.

– А про плохое не будете рассказывать?


– Про плохое нам расскажут. И уже рассказывают. Пока только мне и только в соцсетях. Моя совокупная аудитория там – 25 тыс. активных подписчиков. Люди пишут – я всем отвечаю, стараюсь помочь. Но в Москве живёт гораздо больше, вот почему о нас должно узнать как можно больше людей. Чтобы, в том числе, мы могли фиксировать негативные явления и оперативно их пресекать. И нас будет слышно, обещаю. Кроме того, в рамках совета, мы будем осуществлять функцию общественного контроля и приглашаем присоединиться всех желающих.

– Вы упомянули, что работали на кафедре в вузе.

– Да, я кандидат экономических наук и работала доцентом в Астраханском университете, а сейчас преподаю в РАНХиГС. Я знаю систему изнутри, еще и как сотрудник администрации и, конечно, как мама. И я хочу сделать эту систему максимально эффективной и удобной для людей. Чтобы наши дети выпускались из наших школ полностью подготовленными к современной жизни. И были конкурентоспособными не только в нашей стране, но и во всём мире.

– Думаете, получится?

– Не может не получиться!